Трактор МТЗ-80 начали производить в белорусской советской социалистической республике в 1974 г. Он пришёл на смену МТЗ-50, неплохого трактора, но для нужд СССР немного устаревшего. Созданию МТЗ-80 предшествовали несколько лет кропотливого труда, увенчавшийся без ложной скромности успехом. Конструкторы позаботились, чтобы трактор МТЗ-80 был на уровне лучших образцов международного класса: сильным, быстрым и надёжным.
Минский тракторный завод в 1970 году выпустил опытную портию МТЗ-80. Два года проходили полевые испытания, показавшие надёжность конструкции и правильный вектор модернизации. Для непосвященного человека отличить один трактор от другого дистанционно вообще сложно, так как конструкции у них схожие, а всё дело в компоновке. Она во всех странах была очень схожая. Это сегодня трактора превращаются в космические корабли или нечто совершенно неописуемое, а в прошлом у трактора было два главных условия: простота и надёжность.
Обзор трактора МТЗ-80
Главное — это остов трактора, он составной, но по сути это его хребет. Остов состоит из корпуса заднего моста, корпуса коробки передач, корпуса сцепления, продольных брусьев и поперечного. Заметили, именно корпусов, и всё это основа. Данная конструкция присутствует во многих отечественных тракторах с разными вариациями, но суть одна, хотя и с разными техническими решениями, которые и являются изюминками машин. Но о них чуть позже. Тут жизни не хватит, чтобы обо всём подробно рассказать.
Кабина трактора МТЗ-80: после «полтинника» тут всё по-царски, но для одного человека. Кроме как пульт управление «приборку» по-другому назвать нельзя. Что мы тут имеем: тахоспидометр, давление масла, давление воздуха в системе, температура, ну и зарядка. Кстати, руль регулируется, сиденье тоже. Почему в тракторах того периода всё регулируется, а в ВАЗах и Москвичах нет? Есть этакий прародитель кондиционера, дедушка кондиционеров. Снизу в поддон заливается вода. Благодаря мощному вентилятору и набегающему воздуху она охлаждается. Зимой её можно нагреть. Здесь также предусмотрен стартер. Передний мост балансирного типа с креплением в одной точке. Кстати, можно раздвигать колеса с шагом в 10 сантиметров. Задние колеса тоже раздвигаются, стандартно — это метр сорок сантиметров, и можно до двух метров 10 сантиметров.
Про мотор говорить особо нечего. Он отлично зарекомендовал себя, и все его болезни хорошо известны. Дизель Д-240 четырёхтактный, четырехцилиндровый с водяным охлаждением производства Минского тракторного завода. Рабочий объём цилиндров составляет 4 литра 75 миллилитров, мощность 80 упрямых лошадок при 2200 оборотах в минуту. Камера сгорания полураздельного типа. Масса дизеля составляет 430 кг.
Трогаться на МТЗ-80 проще, чем на иномарке. Скоростей тут 8 вперёд и четыре назад с ходоуменьшителем. Минимальная скорость около полутора километров в час, максималка 30-35, но мы же не на машине катаемся, а едим на тракторе. Главное — это его сельхозпредназначение. Для управления навеской, а также гидравликой навесного и прицепного оборудования трактор оснащен раздельно агрегатной системой гидравлики, состоящей из шестеренчатого масляного насоса НШ-32 с приводом от двигателя, 3-секционного гидрораспределителя одного или нескольких гидроцилиндров. В жару в тракторе в принципе обычно комфортно. Можно открыть дверь, она фиксируется на специальных резинках.
Минский тракторный завод награждён орденом Ленина и Орденом Октябрьской революции, Почетным государственным знаменем республики Беларусь. Завод был основан 29 мая 1946 года. Гордость и одно из передовых предприятий СССР. Сегодня завод входит в восьмерку крупнейших производителей мира. На долю МТЗ приходится около 80% от мирового рынка колёсных тракторов. Чем больше знакомишься с трактором, тем больше понимаешь этих стальных тружеников села и понимаешь, сколько сил было потрачено на их создание. Это наша общая память, общая гордость, общие достижения, общая победа.
Сообщение Трактор МТЗ-80 «Беларус» появились сначала на Спецтехника.