Ввиду постоянного увеличения сложности машин и предъявляемых к ним требований обеспечение их надежности становится все более актуальной задачей. Основным элементом любой машины является ее несущая металлическая конструкция, техническое состояние которой влияет и на машину в целом. Это указывает на необходимость диагностирования конструкций с целью предотвращения отказов. В настоящее время широко развиваются методы вибродиагностики применительно к объектам различных отраслей промышленности. Исследования ученых направлены на изучение различных дефектов и методов их обнаружения, параметров вибрации и оценки остаточного ресурса. Рассмотрены основные актуальные направления развития методов вибродиагностики. Исследована чувствительность динамических характеристик конструкции к наличию дефекта в виде трещины. Выполнен конечно-элементный анализ стальной двутавровой балки для различных вариантов ее закрепления и расположения трещины. Проанализирована зависимость частот собственных колебаний и амплитудно-частотных характеристик балки от размера трещины. Установлено, что наличие дефекта оказывает наибольшее влияние на амплитудно-частотные характеристики балки.