Для решения контактных задач, связанных с исследованием взаимодействия смазанной или несмазанной пары трения используют стандартное оборудование — машины трения и трибометры. Однако применение исследовательского оборудования в заводском исполнении не всегда позволяет точно определить триботехнические характеристики процессов трения и изнашивания в конкретных условиях эксплуатации. Обзор литературы по техническим возможностям испытательных машин показал, что их главным недостатком является неспособность программно задавать режимы ускорения трибологической системы и отслеживания проскальзывания в реальном времени. Выявлена необходимость разработки методики исследования противозадирных свойств жидких смазочных материалов в режиме ускорения трибосопряжения, вызванная в первую очередь воздействием высоких контактных нагрузок, действующих в областях контакта пар трения (зубчатых передач, подшипников качения и т. д.) во время пуска и выхода на рабочую скорость технологических машин и оборудования. Рассмотрена модернизированная машина трения, способная программно задавать режимы ускорения и исследовать трибодинамические процессы смазанных фрикционных сопряжений. Разработана методика, позволяющая оценивать эффективность жидкого смазочного материала при ускорении трибологической системы и его влияние на износ смазанного контакта на основе применения модернизированной машины трения.