Передачи с внецентроидным циклоидальным зацеплением обладают большими передаточными числами, малыми габаритными размерами, низкими уровнями шума и вибраций. Относительно невысокий коэффициент полезного действия (КПД) ограничивает их применение в трансмиссиях транспортных средств, где востребовано эвольвентное зацепление с малыми передаточными числами (до 10) и высокими КПД (более 0,98). Потери мощности внецентроидного циклоидального зацепления вызваны трением в совместно работающих кинематических парах, которые шестерня образует по меньшей мере с половиной цевок, а последние с осями или гнездами в корпусе. Уменьшить потери мощности можно путем сокращения числа совместно работающих кинематических пар шестерня — цевка, что сделано модификацией теоретического профиля шестерни. Модифицированный профиль получен из теоретического удалением вершин выступов так, чтобы оставшиеся части профиля обеспечили плавную передачу нагрузки на заданное число цевок. Предложена методика расчета потерь мощности и КПД внецентроидного циклоидального зацепления для теоретического и модифицированного профилей шестерни. Установлено, что модификация циклоидальной шестерни позволяет снизить потери мощности в зацеплении более чем на 60 % и увеличить КПД на 0,03…0,04 без существенного уменьшения прочности рабочих поверхностей. Полученный результат подтвердил возможность повышения КПД внецентроидного циклоидального зацепления с целью применения в трансмиссиях транспортных машин.

от admin